Меню
» » 2016 » Июль » 28

Истории из жизни. Глубокая старость в Нижнем Тагиле. Про нас пишут в газетах!

Евгений Федорович Полосухин столкнулся с серьезной проблемой. После смерти отца перевез 87-летнюю маму из деревни в город. Жить с семьями взрослых детей старая женщина отказалась – всю жизнь сама себе была хозяйка. Оставлять мать в одиночестве в городской квартире – тоже не выход, она четвертый год не ходит. А тут вдобавок новая беда – родная тетя, у которой не было семьи, сломала бедро.

Евгений Федорович с братом метались в поисках выхода. Вечерние наезды к матери и тете после 20.00, когда заканчивали работу, были как соль на рану. Братья, возраст которых перевалил пенсионный, буквально извелись. Переживали за мать и тетю, но даже за оплату не могли найти патронажных сиделок.

Старушки, в свою очередь, жалели сыновей: намучались, мол, с нами.

Дорога ложка к обеду

Проблема, с которой столкнулись братья Полосухины, одна из острейших в нашем городе. В Нижнем Тагиле свыше 125 тысяч пенсионеров, почти треть населения. Из них – немалая часть старше 80 и даже 90 лет. Люди стали жить дольше во всем мире – это известный факт. Но в глубокой старости все нуждаются в повышенном внимании и уходе медицинских и социальных работников. В нашей стране традиционно забота о престарелых родителях – дело их детей. Но ситуации случаются разные: дети живут в другом городе или стране; не могут ухаживать за родителями, поскольку сами нуждаются в лечении; продолжают работать из-за маленькой пенсии и не имеют достаточно времени; помогают детям воспитывать внуков. Наконец, у многих пожилых людей вообще нет детей.

Что же делать? Люди преклонного возраста остаются в одиночестве. Их некогда уютные квартиры превращаются в неопрятные помещения с неистребимым запахом старости. Часто их уже не навещают друзья, а дети из-за занятости откладывают визиты до выходных, отпусков.

Старики плачут от одиночества и беспомощности. Это горькие слезы глубокой старости. Евгений Федорович обратился в государственные социальные службы. Там оказывают помощь пожилым людям: могут купить продукты, сходить в аптеку, вымыть полы, постирать шторы. Ограниченный перечень услуг ситуацию не разрядил. Настоящей патронажной службы в Тагиле не оказалось. Поиски нянь, сиделок в частных агентствах вопросы, казалось бы, частично снимали, но высокая цена, процент с договора били по карману. А качество ухода оставляло желать лучшего. Были периоды, когда пожилые женщины нуждались в круглосуточном досмотре и помощи. Обеспечить его никто не брался.

И все-таки она есть!

Однажды мыслями о матери и тете Евгений Федорович поделился с бывшим сокурсником. Оказалось, у них – общие проблемы: у того на попечении дядя преклонных лет. Посоветовал обратиться в частную патронажную службу, которую возглавила Оксана Александровна Сивкова.

- Поразило человеческое отношение и понимание людских страданий, - рассказал Е.Ф. Полосухин. - Приемлемая цена, различные варианты обслуживания и главное – заинтересованность в том, чтобы нашим старикам было хорошо.

Особенно удивил Евгения Федоровича случай. Речь касалась деликатного вопроса – нужно было вымыть престарелую женщину, но дойти до ванной она не могла. Обычные обтирания губкой Оксана Александровна считала недостаточными. Через несколько дней сама позвонила Полосухину и сообщила, что придумала щадящий способ, чтобы помыть старого человека с помощью детского надувного бассейна и поставленного в него стула. На создание предприятия социального профиля – патронажной службы «Уход и забота» О.А. Сивкову подтолкнул случай. На руднике III Интернационала, где живет, ежедневно видела стоявшую у входа в булочную бабушку. Старушка просила у прохожих булочку. Сотрудники магазина сказали, что у бабули неплохая пенсия -19 тысяч. Почему же она просила кусок хлеба?

Оксана поговорила со старой женщиной, поинтересовалась, есть ли у нее дети:

- Вызвала мужа, и мы повели бабушку домой, посмотреть, что же с ней происходит. Выяснили: у нее есть дочка и внучка, на которую записана квартира. Обе не показываются, чтобы не ухаживать за бабушкой. Забирают почти всю пенсию, оставляя копейки. Стали звонить во все инстанции, в том числе и в соцслужбу. Там были в курсе. Сказали, бабушку посещают, но ничего сделать не могут. Неправильно, когда возникают такие ситуации. Наверное, социальным работникам надо было договориться с родственниками, брать часть пенсии и ухаживать за пожилым человеком. Но никто не позаботился, чтобы престарелая женщина жила в нормальных условиях. В квартире не было воды, висели оголенные провода.

Сивкова прикинула: если бы за дело взялась она, за неделю навела идеальный порядок, приносила бы готовую еду или варила немудреную кашку, супчик. Брошенная родными бабушка прожила недолго. А Оксана Сивкова вскоре начала дело, которое ее захватило.

Стандартный патронаж

- Многие думают, что патронажная служба, в основном, относится к медицине. В переводе с французского патронаж – это опека, попечительство, социально-бытовое сопровождение. Занимаемся как раз последней частью. У нас нет медицинских работников, не ставим диагнозы, не лечим, - рассказывает Сивкова. - Но делаем необходимые вещи.

Вместе с хорошей знакомой Оксана сначала долго изучала информацию, касающуюся патронажа, чтобы выстроить систему. К примеру, агентства по подбору персонала берут с заказчика деньги за подбор сиделки. На этом их отношения заканчиваются. Далее клиент платит за услуги сиделке. Сивкова организовала работу по-другому.

Денег за подбор персонала с заказчика не берут, только за услуги. Он вносит плату руководителю патронажной службы, который выплачивает заработную плату сотрудникам и полностью контролирует процесс ухода и заботы за престарелыми людьми. У заказчика нет материальных отношений с сиделкой. По любому вопросу он обращается к О.А. Сивковой.

В базе организации около полусотни сотрудников. 25 из них постоянно в работе. Каждый обслуживает клиентов по двум-трем адресам. Фактически заботятся почти о 80 стариках. Выполняют разные услуги. Первым делом – стандартный патронаж, то есть смена памперса, гигиена тела – умывание, подмывание, чистка зубов, бритье, смена нательного и постельного белья. Плюс дополнительные услуги – уборка квартиры, стирка, приготовление пищи. Цена зависит от времени патронажа и набора услуг.

Есть пакет эконом-класса, рассчитанный на один час. За это время сиделки успевают умыть, поменять памперс и накормить подопечного. Иногда приготовить бульон, супчик, омлет, кашу. Бывает, родственники оставляют пищу.

Если заказчик оплачивает два-три часа, часть времени уходит на поддержку порядка в квартире – сиделки моют полы, вытирают пыль. Могут сходить в магазин, купить лекарства, оплатить квитанции. В перечень входит обязательный контроль приема лекарств. Многих больных выписывают домой после инсульта. Они нуждаются в помощи почти круглые сутки. Их родственники оплачивают полный рабочий день сиделки, с приемом больным еды и лекарств в определенные часы.

- У нас строгий порядок, - говорит Оксана. - Если подопечный лежачий, сиделка следит за опрелостями под памперсом, занимается профилактикой пролежней. Пришлось залечивать пролежни после ухода индивидуальных сиделок, объявлениями которых наводнен город. Большинство наших клиентов в возрасте 80-85 лет, с очень нежной кожей. Это надо обязательно учитывать. Особенностью нашей патронажной службы стала работа с онкологическими больными и психически нездоровыми людьми.

Вылечит забота

Сиделку Любовь Владимировну Архипову считают лучшим работником патронажной службы. Она не только успевает сделать все необходимое, но и с удовольствием поет с бабушками песни, иногда вместе вспоминают молодость и даже всплакнут порой. У Архиповой особый подход к онкологическим больным. Только она может их накормить. Недавно возникла потребность еще в одном направлении, которое ведет Любовь Владимировна. Нередко родственники больных берут уход на себя, но часто не знают, как правильно его делать. Архипова обучает людей. Подскажет, как лучше поменять памперс, нательное и постельное белье, как помыть голову лежачему больному, посоветует, где купить для этого ванночку.

- Несколько человек в службе очень хорошо устанавливают психологический контакт со старыми людьми. На практике проверили известную истину: лечит врач, а вылечивает ухаживающий. Бывает, дети подопечных предупреждают, что старики плохо кушают, капризничают, вряд ли сможем что-то сделать. Проходит немного времени, и все налаживается. Конфликтов с заказчиками и клиентами пока не возникало.

Оксану Сивкову волнует проблема, которая выявилась в процессе работы. У многих пожилых людей квартиры переписаны на родственников, которые, как в народе говорят, и носа к старикам не кажут. Ветераны вынуждены жить без хорошего ухода. Звонят Оксане и требуют, чтобы за ними ухаживали. А оплатить не могут. Их пенсия всего около 10 тысяч. Нужно рассчитаться за коммунальные услуги, купить продукты. Оторвать от сердца могут не больше двух тысяч. За эти деньги почти ничего нельзя сделать.

Оксана Александровна переживает: почти все позвонившие – заслуженные в прошлом люди, инвалиды, ветераны. Ее служба – очень молодая, не имеет никакой поддержки, а значит, не может предоставить льготные расценки.

На свой страх и риск Сивкова все же взяла на обслуживание одну, любимую, бабушку и сама оплачивает расходы на нее. Очень уж стало жалко милого, доброго человека. Квартира старушки переписана на родственников, живущих в Перми. За одинокой женщиной никто не ухаживает.

Вместо эпилога

Всем помочь Оксана Александровна не может. Она – начинающий предприниматель, а услуги службы, организованной ею, очень востребованны в нашем городе. Люди нуждаются в них. Об этом свидетельствует и Евгений Федорович Полосухин. Бизнес Сивковой социально ориентированный. Этому направлению надо помочь в развитии.

Некоторые сотрудники Сивковой уже проявили себя прекрасными специалистами, к примеру, Ольга Валерьевна Ветлужских. Когда она болеет, бабушки не соглашаются на замену, дожидаются своей сиделки. Если Оксана заходит вместе с Ветлужских в квартиру клиента, слышит: «Ой, Олечка, милая, пришла!» Ольга Валерьевна умеет навести за неделю идеальный порядок, в квартирах стариков вместо неприятного запаха благоухает сирень. Если раньше здесь не стоило даже обувь снимать, теперь разуться просто необходимо, чтобы не разрушить уюта и чистоты.

Оксана Александровна Сивкова постоянно занимается самообучением, информации по интересующим ее темам достаточно в интернете. Ей важно, чтобы на все вопросы она знала ответы. Офис, который арендует, скромен. Даже компьютер и принтер принесли с помощницей из дома. Подобрали стол, выставленный кем-то. Развитие начали практически без вложений. Сивкова не считает, что это обстоятельство влияет на качество услуг. Говорит, помогала сама себе, из личного бюджета. В планах – через два-три года открыть пансионат временного пребывания для престарелых. Хотя бы неделю, месяц они смогут жить в хороших условиях. За это время в квартире родственники могут обновить обои, починить водопровод и др.

Этой услуги тагильчане уже ждут. Когда Оксана Сивкова сможет ее реализовать, зависит от дальнейшего развития патронажной службы, пока единственной в нашем городе.

Источник: Тагильский Рабочий №115 от 26 Июня 2014 года.

Статья в популярном портале Нижнего Тагила "Типичный Тагильчанин": https://new.vk.com/ilovent?w=wall-34172693_641670
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar